АГИКИ готов оказать содействие разработчикам мастер-плана агломерации «Тикси-Найба»
В рамках Якутского архитектурно-строительного форума обсудили разработку мастер-плана развития агломерации «Тикси-Найба». На проведенной стратсессии прозвучали множество идей и предложений в адрес разработчика – Сибирской лаборатории урбанистики. Свое видение предложили представители Арктического государственного института культуры и искусств.
Как напомнила руководитель трека «Урбанистика» по линии «Приоритет-2030. Дальний Восток» Ирина Алексеева, студенты кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства АГИКИ под руководством преподавателя Сарданы Черовой в прошлом году посетили Тикси, проведя глубокое исследование, которое могло бы лечь в основу при разработке мастер-плана стратегически важного поселка в стране. Например, внимание при изучении особенностей территории было уделено военным и их семьям.
По словам участников группы, жены и дети военных, решивших переехать в далекий арктический поселок с мужьями/отцами, испытывают большой стресс. При интервьюировании выяснилось, что в качестве способа улучшить свое состояние многие упомянули создание мест досуга.
«Команда сделала несколько важных выводов. Она привезла с Тикси невероятное количество артефактов, которые стали основой для проработки внешнего облика поселка», – говорит преподаватель АГИКИ.
Участники десанта в Тикси прошли обучение предпроектному исследованию в рамках реализации программы «Мастер-планирование и управление развитием территорий в условиях приполярного климата», запущенной в октябре 2023 года в рамках «Приоритет-2030. Дальний Восток» и ставшей ответом на одобренную президентом страны Владимиром Путиным программу реновации более 20 городов ДФО.
«Поскольку республика попадает в программу реновации с городами Якутск и Нерюнгри, мы решили пойти на опережение и на базе АГИКИ разработали этот модуль, направленный на подготовку команд реализации мастер-планов в арктических регионах, – поделилась Алексеева. - В основу ее вошли практические кейсы, на которых можно было бы проработать теорию. Один из кейсов посвятили Тикси, над мастер-планом которого республика работает уже не первый год».
Руководитель трека «Урбанистика» АГИКИ подчеркнула, что вуз готов сотрудничать в реализации проекта по ряду направлений, в том числе привлекая опытный профессорско-преподавательский состав: «В институте функционирует Лаборатория геокультурного брендинга, которая на сегодня акцентирует внимание на сохранении культурного кода, так как регион богат на уникальные народы. Наш профессор, доктор социологических наук Ульяна Винокурова давно и глубоко погружена в эту тему , она постоянно подчеркивает, что их культуру необходимо сохранять, развивать и создавать что-то новое».
Отметим, что образовательную программу запустили совместно с Московской архитектурной школой (МАРШ) и Universal University.