Аспирант АГИКИ пишет диссертацию о феномене якутского кино
Якутские фильмы ежегодно привлекают внимание зрителей и кинокритиков по всему миру. Некоторые кинокартины становятся обладателями престижных наград. Аспирант третьего года обучения Арктического государственного института культуры и искусств Гела Красильникова решила углубиться в историю якутского кино и выявить его этнокультурную специфику, которая и позволила выйти за пределы региона.
«Обобщающих исследований о якутском кино практически нет. У нас есть несколько более-менее современных работ: книга И.С. Жараева и первая диссертация на тему якутского кино Степана Сивцева-Доллу, который долгое время руководил кинокомпанией «Сахафильм», стоял у истоков ее формирования. Но следует сказать, что работа Степана Николаевича была ограничена деятельностью «Сахафильма» и не охватывает то время, когда вышли именитые картины Эдуарда Новикова, Любови Борисовой и Дмитрия Давыдова. Поэтому проводимое мною исследование станет первым, которое будет касаться уникальности явления якутского кино», – отметила Гела Красильникова.
Она поделилась некоторым интересными фактами. Кино в Якутии появилось примерно в то же время, как и по всей стране. Первые показы в Якутии состоялись в 1911 году (через 15 лет после первых показов в Санкт-Петербурге). Но было принципиальное отличие, говорит Красильникова. Если центральные города были подготовлены к восприятию кинематографа долгой историей традиционных видов искусства, которые легли в основу кино – изобразительное искусство, театр, литература, музыка, то в Якутии ситуация была иной.
«Достижения, стили, эпохи, народы, культуры – все это пришло вместе с кино. Можете себе представить, как воспринимали салонные французские мелодрамы с названиями вроде "Леон в любовной тоске" жители Якутии начала 20 века, где население до сих пор жило согласно многовековому укладу? Кино стало не просто источником информации, но и окном в другой мир. Это касается знакомства с новым языком, а весь долгий путь на протяжении смены трех крупных эпох в жизни страны – от Царской России, Советский Союз и перестройку, является период его освоения. Прежде чем что-то сказать, необходимо овладеть языком, речью, сформировать необходимость в высказывании. Не имея внутри собственной культурной памяти, сформированной историей традиции восприятия иконографического кода, якутские режиссеры обращаются в поисках его эквивалента к традиционной культуре, фольклору. Якутское кино – это интересный пример процесса формирования собственной эстетики на основе традиционной культуры», – резюмировала исследователь.
Напомним, одним из первых якутских фильмов, получивших мировое признание, стал «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова. Дебютная работа якутского режиссера в полном метре была показана на Пусанском международном кинофестивале, получила приз ImagineNATIVE за лучший художественный фильм и ряд других наград. Затем в 2018 году работа Эдуарда Новикова «Царь-птица» получила гран-при Московского международного кинофестиваля, а кинокартина «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой получил премию NETPAC и награду за лучший фильм кинофестиваля стран БРИКС.
В сентябре 2020 года фильм «Пугало» того же Давыдова получил гран-при отечественного кинофестиваля «Кинотавр», а фильм «Хара Хаар» Степана Бурнашева стал лучшим на фестивале «Окно в Европу» и возглавил итоговые рейтинги престижных изданий в качестве одного из лучших фильмов года в России. Следующие победы принесли кинокартины «Нуучча» (международный кинофестиваль в Карловых Варах) и «Ыт» (спецприз Варшавского международного кинофестиваля).