Ровшан Мамедкулиев: «Огромная честь и огромная радость выступить у вас в Якутске!»
Международный фестиваль-конкурс «Созвездие Арктики» завершился ярким финалом – 23 марта в зале Детской школы искусств №2 г. Якутска состоялся концерт выдающегося музыканта – классического гитариста, лауреата международных конкурсов, доцента кафедры классической гитары Государственной классической академии им. Маймонида (Москва) и Российской академии музыки им. Гнесиных – Ровшана Мамедкулиева.
Ровшан Мамедкулиев – широко известный музыкант не только в России, но и далеко за ее пределами. В его репертуаре огромное разнообразие как оригинальной гитарной музыки композиторов зарубежной и русской классики, так и собственных транскрипций для этого инструмента.
Гитара – инструмент камерный, но в руках мастера поражала широкой палитрой звучания, разнообразием исполнительских приемов. В непринужденной манере каждое исполнение артист предварял короткими комментариями, создающими доверительную атмосферу камерного концерта.
Концерт открылся двумя прелюдиями «отца» классической гитары середины XIX века Франциско Таррега. Две композиции, написанные в классическом стиле, показали мягкий и прозрачный тембр гитары.
Следующее произведение поразило своей эмоциональностью. Современный чешский композитор Штепан Рак, которого сам исполнитель характеризует как «гиперэмоциональный композитор», назвал свое сочинение «Посвящение Франциско Таррега». Здесь было все: страстный речитатив с яркими восклицаниями, постепенно обогащающийся подголосками, взволнованным аккомпанементом, выразительными остановками, ускорениями, сменяющимися картинами – высказываниями, волнами страсти по всему диапазону звучания, яркими гармониями. Гитара то взрывалась искрометными пассажами, то «шелестела» мягким звучанием тремоло. Воистину, в этом произведении зрители насладились богатейшей палитрой музыкальных красок.
Разнообразнейшие испанские танцевальные ритмы прозвучали по определению Ровшана Мамедкулиева «в самом «хитовом» гитарном произведении «Астурия» Исаака Альбениса. И хотя композитор не написал ни одной нотки для гитары, в душе он все равно как истинный испанец чувствовал звучание гитары. «Астурия», изначально написанная для фортепиано, стала исполняться еще при его жизни». Музыка с первых же тактов вовлекает в ритмичный и колоритный калейдоскоп тем испанского характера. Первая тема моторная, напористая, а средняя часть – это пейзажи, картины прекрасной природы испанской провинции Астурии.
Следующих два номера программы были созданы композиторами под впечатлением пережитых событий в личной жизни. Некоторым контрастом к темпераментной музыке Испании прозвучало сочинение, специально созданное для гитары, знаковое в репертуаре каждого гитариста. Это две части сюиты «Собор» парагвайского композитора Августина Барриоса. В творческом багаже композитора – это единственное крупное произведение. В основном он сочинял миниатюры – вальсы, мазурки и т.д. Известно, что сюита создана после посещения композитором собора в Монтевидео. Из 3-х частной сюиты музыкант исполнил «Анданте религиозо» (2 часть) и «Фуоко» (3 часть). Первая пьеса «Анданте религиозо» погружает слушателя в мир сдержанного и строго хорала. Контрастом выступает оживленный и взволнованный финал сюиты.
Ровшан Мамедкулиев раскрыл слушателям предысторию создания 3-х частной «Либер-сонатины» современного французского композитора Роланда Дьенса, которая была сочинена после перенесенной операции на сердце. 1 часть «Индия» – это пестрый дневник странствий. 2 часть «Лярго» (сама операция). В начале короткий «взрыв» (разрез скальпелем), а затем размеренная и текучая музыка медитативного характера (ход операции). 3 часть «Фуоко», полная жизненной энергии и внутреннего огня (жизнь!).
Следующий номер программы хотелось бы отметить особо. Колоритная картина Востока предстала в сюите азербайджанского композитора Фикрета Амирова «Посвящение А. Хачатуряну». В оригинале это фортепианная сюита из 12 пьес, но исполнитель ее творчески переосмыслил, выбрав только 6 пьес: «Баллада», «Ашугская», «Лирический танец», «На охоте», «Ноктюрн», «Токката». Транскрипцию выполнил еще учась в старших классах музыкальной школы.
С тех пор сюита является украшением его концертных программ, вызывающих неизменный успех у публики. Так, артист исполнял ее во время гастрольных турне по Америке. Гитара звучит изумительно тонко в этих жанровых миниатюрах-жемчужинах. Программные названия говорят сами за себя. Безусловно, это восточная вязь прихотливых восточных тем, пленительно-изысканных мелодий, характерного ритма, образов, темперамента. Мастер достигает бархатного звука, тончайшей нюансировки музыкальных фраз. «Баллада» и «Ашугская» отсылают нас к фольклорным основам азербайджанской музыки, к ее изобразительным моментам, звучаниям национальных инструментов.
«Лирический танец» – это нега Востока с ее терпким горячим воздухом. Такой образ создается благодаря прихотливому ритму, кружевному обволакивающему тембру звучания. Контрастом звучит стремительная жанровая миниатюра «На охоте». Ее сменяет лирический «Ноктюрн» с мягким покачивающимся аккомпанементом и перекличкой тембров. И завершает сюиту ритмичная «Токката». Чувствовался особый трепет и глубочайшее погружение артиста в мир своей родной музыкальной культуры.
В последующих трех популярных пьесах в полной мере раскрылся темперамент, артистизм, виртуозное мастерство владения гитарой Ровшана Мамедкулиева. В знаменитой «Арагонской хоте» Франциско Таррега инструмент звучал как оркестр с его многотембровостью и красочностью. На «бис» были подарены якутскому зрителю два произведения. Это «Танец в горах» Лео Брауэра с его современными ритмами импровизационного характера. И феерически завершил концерт виртуознейший «гимн гитаре», хит гитарной музыки «Испанский танец» Мануэля де Фальи.
В заключении своего концерта артист поблагодарил руководство Арктического института за приглашение.
После выступления исполнитель любезно согласился дать небольшое интервью автору данной статьи. В общении Ровшан Мамедкулиев оказался очень открытым человеком с мягкой обаятельной улыбкой. Как было сказано выше, гитарист очень популярен не только в России, но и за рубежом. Своим главным успехом он считает победу на самом престижном международном конкурсе GFA в мире классической гитары проводимой Гитарной ассоциацией Америки в г. Чарльстон (штат Южная Каролина) в 2012 году. Победа в нем дала возможность получить полугодовой ангажемент на концертное турне по Северной и Южной Америке.
В настоящее время Ровшан Мамедкулиев ведет многогранную деятельность современного музыканта. Это плотный концертный график, обучающие мастер-классы для юных музыкантов, работа в качестве председателя и члена жюри на конкурсах различного уровня, как педагог ведет класс классической гитары в двух высших музыкальных вузах Москвы. Ровшан Мамедкулиев прошел все ступени музыкального образования в Нижнем Новгороде – детская школа искусств, музыкальный колледж, консерватория, аспирантура. Его бессменным педагогом все годы был Алексей Петропавловский, ныне профессор Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки.
Кстати, учеником Ровшана Мамедкулиева является Владислав Грянкин, приглашенный кафедрой музыкального искусства АГИКИ преподаватель по классу гитары, солист Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии, блестяще выступивший на гала-концерте Оркестра русских народных инструментов АГИКИ под руководством Николая Пикутского. Здесь нужно отметить, что доцент, художественный руководитель Оркестра АГИКИ Николай Пикутский в 2012 году окончил Нижегородскую консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования. И приезд выпускника Нижегородской консерватории – выдающегося гитариста Ровшана Мамедкулиева, подарившего якутскому зрителю замечательный концерт, покорившего слушателя своим ярким исполнительским талантом, говорит о начинающемся плодотворном сотрудничестве и дальнейших творческих связях кафедры музыкального искусства АГИКИ с Нижегородской консерваторией!
Музыковед Наталья Саньяхова