ГИТИС и АГИКИ поставили «Станционного смотрителя»
28 сентября в Центре культуры и современного искусства имени Юрия Гагарина студенты ГИТИС и АГИКИ продемонстрировали зрителям литературную композицию-фантазию по повести «Станционный смотритель». 24 студента АГИКИ и ГИТИС 10 дней совместно готовили спектакль под руководством опытных преподавателей. Более 300 зрителей Якутска оценили работу студентов и мастеров ГИТИС-АГИКИ. Проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», участниками которой являются ГИТИС и АГИКИ.
«Летняя школа с АГИКИ прошла очень плодотворно. Результатом стала лёгкая, тонкая постановка. Ребята работали с увлечением. Я думаю, что они почувствовали вкус сцены, творчества, подружились, что очень немаловажно. И конечно, те слёзы в аэропорту, когда студенты прощались они говорят о том, что школа удалась!», — рассказала проректор ГИТИС Марина Кирюшкина.
На большой сцене Якутска была показана студенческая литературная композиция-фантазия по повести Александра Пушкина «Станционный смотритель». Зрители смогли оценить все труды талантливых учеников летней школы. Студенты ГИТИС и АГИКИ показали своё мастерство и воплотили на сцене всю глубину произведения. Зрители были погружены в атмосферу загадочности и романтики, которую так тонко передал Пушкин. В главной роли станционного смотрителя сыграл студент ГИТИСа Балашов Дмитрий, в роли гусара Минского студент ГИТИС Иван Швед, в роли рассказчика студенты АГИКИ Арсен Васильев, Павлов Антон, студенты ГИТИСа Дмитрий Грибовский и Даниил Примаков. Главную женскую роль Дуняши сыграли студентки АГИКИ Афанасьева Валентина, Горохова Полина, Барабанова Яна, Кардашевская Галина, Шадрина Кристина и студентки ГИТИС Шевцова Ванда и Степанова Светлана. В ткань студенческого спектакля были вплетены элементы культуры государевых ямщиков и якутской культуры.
«Спектакль продемонстрировал, как такой обмен опытом положительно сказывается на студентах: обе стороны многому научились друг у друга — это было гармоничное переплетение культур. Летняя театральная школа подчеркивает значимость международного сотрудничества и сохранения культурного наследия, формируя новое поколение артистов, открытых к экспериментам и самовыражению», — поделился министр культуры Якутии Афанасий Ноев.
Над проектом работали ведущие преподаватели: проректор по общим вопросам и проектному управлению Марина Кирюшкина, доцент кафедры театрального искусства АГИКИ Мария Маркова, старший преподаватель ГИТИС Васильева Татьяна, старший преподаватель актёрского факультета Татьяна Морозова, старший преподаватель кафедры сценической речи Васильева Татьяна, старший преподаватель сценической пластики Еликбаев Роберт, преподаватель высшей категории Кызыльского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола Айбек Ондар и артистка Театра Олонхо Анастасия Алексеева.
«Мы с ректором Григорием Заславским и его командой договорились о сетевом сотрудничестве двух театральных школ. Первый проектом послужил постановка спектакля выпускницы ГИТИСа. Спектакль вызвал позитивный отклик зрителей. А недавно мы показали горожанам результат 10 дневного совместного творчества, в рамках летней школы АГИКИ-ГИТИС на территории Якутии студентов и мастеров двух вузов, участников программы «Приоритет 2030. Дальний Восток». Появился уникальный продукт, связанный с глубоким осмыслением Пушкина, пронизанный взаимопроникновением двух культур, бесшовным осознанием философии повести великого поэта, который заставляет зрителя задуматься о главных ценностях человечества: любви, уважению к близким, ответственности и доверию», — поделилась ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева.
Совместная летняя театральная школа ГИТИС-АГИКИ прошла с 20 по 29 сентября на базе Малой академии наук Республики Саха (Якутия) при финансовом участии АО «РНГ». Студенты третьих курсов 10 дней обучались сценическому движению, актёрскому мастерству, сценической речи, тувинскому горловому пению — хоомей, якутскому народному пению — тойук.
«Станционный смотритель может быть воспринят, как символ трагического положения простого человека, оказавшегося в безвыходной ситуации. Его жертва ради дочери вызывает симпатию и понимание. Дуня часто представляется, как воплощение невинности и любви, но также может рассматриваться как жертва обстоятельств, что свидетельствует о социальном неравенстве.
Я думаю, что мы интерпретировали через психологию героев, внутренние конфликты станционного смотрителя. Вжиться в роль было сложно, так как необходимо учитывать не только исторический контекст, но и перевести его в современный язык.
Главной задачей было понимание текста и адаптация произведения для современного зрителя. Также воссоздать чувства героев, чтобы зрители могли сопереживать и понимать их действия. Чтобы сделать из небольшой истории драму, использовались параллели современной жизни, чтобы это было более понятно для зрителей», — отметила студентка третьего курса АГИКИ направления актёрское мастерство Галина Кардашевская.
Студенческие театральные проекты ГИТИСа и АГИКИ реализуются в Якутии второй год при поддержке АО «РНГ». Компания на постоянной основе содействует развитию культурных инициатив в Республике Саха (Якутия). Летняя школа АГИКИ-ГИТИС действует с подписания в 2023 году соглашение между двумя вузами. ГИТИС принял решение присоединиться к созданному АГИКИ консорциуму в рамках федеральной программы «Приоритет 2030. Дальний Восток» с целью развития креативных отраслей.